Сегодня мы поговорим о стоимости работы татуировщика и попробуем понять, откуда берутся те цифры, которые Вам называет мастер, обсуждая эскиз Вашей будущей татуировки.
Принято считать, что стоимость татуировки зависит от её площади. Так ли это?
И если да, то каким образом она вычисляется?
Типичная ситуация: Телефонный звонок. Я снимаю трубку:
-«Алло, это салон?», -«Нет, это студия.»- отвечаю. - «Ну вы там татуировки делаете?» -«Да, делаем.» - «А сколько у вас стоит сигаретная пачка?», - «…..Что???», -«Ну, сигаретная пачка???», - «Сигаретами не торгуем, извините!»- это единственное, что я могу ответить!
«Какова цена сигаретной пачки?» Кому из отечественных профессиональных татуировщиков не знаком такой, мягко говоря, странный вопрос? Думаю, что каждому, хоть раз в жизни, его задавали. Как же он возникает и почему его задают именно татуировщику? Мне кажется, что причину следует искать где-то в глубине периода советской власти и моя личная версия такова: В те времена, редко кто делал татуировки находясь вне мест лишения свободы, будь то армейская служба или лагеря заключённых. Говорят, что в подобных условиях, одной из самых «ходовых валют» считалось «курево». Было бы логично предполагать, что татуировщики, которых тогда называли «кольщиками», не будучи альтруистами, просили в качестве оплаты своего скорбного труда, именно сигареты. Так мог появиться эквивалент: татуировка, равная по площади сигаретной пачке, равнялась стоимости пачки сигарет. То есть, заказчик, имевший в своём распоряжении пачку сигарет, мог расчитывать на татуировку, равную по площади этой самой сигаретной пачке. Ну или, например двух, в зависимости от профессионального уровня «кольщика» и конкретной ситуации. На мой взгляд тут всё логично. Однако мне не совсем понятно, какое отношение ко всему этому имеют посетители современных тату студий? Времена поменялись, изменилось и общественное мнение касательно татуировки. В наши дни, профессиональная, художественная татуировка, в той или иной степени, является произведением искусства, а труд татуировщика, несомненно должен заслуживать уважительного отношения, и оцениваться, как труд создателя этого произведения искусства, не меньше!
Было бы забавно, если бы стоимость коллекции живописи Эрмитажа кто-то постарался оценить, просто измерив площадь всех картин сигаретными пачками, не правда ли? Так же и современному татуировщику, не менее забавно слышать вопрос о цене «сигаретной пачки».
Иногда люди, размышляя о стоимости татуировки, пробуют заменить эквивалент сигаретной пачки, эквивалентом спичечного коробка или, наиболее продвинутые из них, квадратными сантиметрами. Что ж, такой подход, несомненно является достижением! История знает примеры, когда живописцы оценивали свои полотна, просто измеряя их площадь квадратными сантиметрами, но тем не менее этот вариант может быть, не более чем условностью в стремлении татуировщика адекватно оценить свой собственный труд. Многогранная стилистика современного искусства татуировки предполагает различные подходы к детализации рисунка, наносимого на кожу, не говоря уже о сложности проведения измерений его площади. Поэтому, если татуировщику и удастся измерить площадь татуировки, то врядли он сможет гарантировать, что каждый квадратный сантиметр рисунка потребует от него одинаковой самоотдачи в процессе нанесения. Например, работая над «квадратным сантиметром» трайбла, татуировщик потратит гораздо меньше времени, чем работая над «квадратным сантиметром» портрета, стараясь достичь максимального сходства. Получается, что стоимость каждой отдельной единицы площади будет различаться в зависимости от стиля татуировки. А как быть, если в одном дизайне воедино сплетены несколько стилей? Похоже, что общую стоимость работы определить либо невозможно совсем, либо она будет определена, мягко говоря, неточно. Непрофессиональный подход налицо.
Но если измерение площади, не даёт стабильного результата, то как же тогда выяснить сколько стоит татуировка? Как определить, что сумма, которую называет татуировщик действительно не завышена? Давайте попробуем разобраться.
Представьте ситуацию, когда два разных татуировщика должны выполнить свою работу, копируя один и тот же эскиз. Каждый из них работает в соответствии со своим уникальным уровнем профессиональной подготовки, поэтому для завершения работы, им может потребоваться различное время или такие татуировки получатся довольно разными по качеству исполнения. То есть, чтобы добиться одинакового результата, каждый из них должен потратить разное время. Если принять во внимание, что «рыночная» стоимость татуировки напрямую зависит от её размера, то получается, что единица рабочего времени, наших татуировщиков имеет разную стоимость, при этом само время оставаясь неизменным, является основным критерием сравнения степени профессионализма. Раз время неизменно, так почему бы и не оценивать работу татуировщика с его помощью?
И действительно, всё выглядит намного проще, если при обсуждении стоимости татуировки, речь идёт не о площади рисунка, а о времени, затраченном на работу. Татуировщик, зная свой уровень, может примерно прогнозировать необходимое, для завершения работы время, а клиент студии, зная стоимость одного часа работы татуировщика, может самостоятельно определить примерную стоимость всей работы. Согласитесь, что при такой постановке вопроса, завысить стоимость всей работы достаточно сложно. Хотя, естественно, можно попробовать завысить стоимость каждого отдельного часа. К счастью, рассматривать такой вариант просто не имеет смысла, по той причине, что, как правило, татуировщик самостоятельно определяет стоимость своего рабочего времени в соотношении с теми задачами, которые ему придётся выполнять в ходе работы, а клиент выбирает себе татуировщика ориентируясь именно на качество его работ. Затягивать процесс и вовсе невозможно, ведь чем больше мастер успеет сделать, тем больше заработает. Воистину, «время- деньги»!
Нередко бывают ситуации, когда по объективным причинам, татуировщик не способен даже приблизительно оценить время, которое он может потратить для завершения работы. Речь идёт о татуировках, требующих многих подходов. Таких сложных, как например «cover-up», то есть полное закрытие старого рисунка новым, или о татуировках «очень больших» по своей площади. Выполнение подобных работ, имеет множество нюансов, связанных с исключительной индивидуальностью каждой из них, поэтому рассчитать время, необходимое для завершения такой работы, просто невозможно физически. Однако, этот фактор, не имеет большого значения, если Вы платите мастеру, именно за время. Каждый новый подход(сеанс), как правило, осуществляется после полного заживления предыдущего участка, то есть спустя, в среднем неделю. Таким образом, процесс нанесения может растянуться на месяцы, а то и годы, и оплата такой работы тоже происходит «в рассрочку». При этих условиях, возможно, вообще нет смысла задаваться вопросом стоимости всей работы, а вместо этого подумать лучше о качестве самого дизайна татуировки и о степени своей готовности её сделать.
Не спрашивайте сколько будет стоить вся работа, вместо этого поинтересуйтесь сколько потребуется времени для её завершения.
Стоимость индивидуальной разработки дизайна.
Известно, что татуировка это выражение индивидуальности характера человеческой личности, проявление её внутреннего мира. Поэтому неудивительно, что многие хотят чтобы дизайн их татуировки был уникален. Логично, что индивидуальный подход и разработка такого дизайна, требует от мастера большей самоотдачи и временнЫх затрат, соответственно отражаясь и на стоимости рабочего времени. Хотя некоторые татуировщики, не включая стоимость индивидуального подхода, в стоимость своего рабочего времени, просят доплату за разработку эскиза. Несомненно, это их право, хотя в подобном случае, было бы более логично, если бы после этого они сами платили клиенту за возможность сфотографировать татуировку для своего портфолио, так как уникальность такой татуировки, уже может быть под сомнением. Интересуйтесь тем, на сколько эксклюзивен подход мастера к созданию эскиза для татуировки, а не стоимостью такого подхода.
Идея первична- стоимость вторична.
Иногда клиенты тату студий, стремясь оценить свои финансовые возможности, сами провоцируют некорректное отношение мастера к ценообразованию, забывая о том, что в любом случае, прогнозирование общей стоимости татуировки, возможно только ПОСЛЕ детального обсуждения идеи заказчика, создания или подбора эскиза и выяснения размера. Желая сделать покупку в магазине, мы не можем поинтересоваться стоимостью товара не указав его наименование. Например, мы не спрашиваем «Сколько стоит бытовая техника 1,5 на 2 метра?», или «Сколько стоит мебель для комнаты 5 на 3 метра?» И нам понятно, почему. Но, тем не менее, вопрос типа: «Сколько будет стоить татуировка размером 5 на 10 см?» любой татуировщик слышит, как минимум, раз в день. Не стремитесь быть обманутыми, сначала расскажите о том, что Вы хотите, а потом уже поинтересуйтесь стоимостью.
Стремление украсить тело татуировкой вполне оправданно, если Вы финансово независимы. Но, к сожалению, бывают ситуации, когда стоимость всё таки имеет ключевое значение.
В таком случае, я лично, рекомендовал бы отложить эту затею «до лучших времён», чтобы избежать тех непростительных ошибок, которые каждому татуировщику так часто приходиться исправлять закрывая их новым рисунком.
Удачи.
Автор Джордж http://vkontakte.ru/id1231297
george@bardadim.com
Статья опубликована в журнале "Tattoo Master" #6 http://www.tattoomaster.ru